ДОВЕРИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ОПЫТЕ

Бесплатный звонок по РФ:


intercomp.ru info@intercomp-cbu.ru
8 800 700-13-78 +7 495 660-13-77

Чем заняться омбудсмену в вузе?

18.08.2016
youtube

Чем заняться омбудсмену в вузе?

Антон Огарков.jpg

АНТОН ОГАРКОВ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО РАБОТЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКТОРОМ ИНТЕРКОМП ЦБУ

Москва, август 2016 г. - «Юрист вуза № 08/2016»

В сентябре состоятся выборы Уполномоченного по правам студентов в российских вузах. Автор статьи рассуждает о полномочиях и возможностях такого омбудсмена.

Согласно данным Министерства образования и науки в РФ, в 2015 г. в России обучаются 5,2 млн студентов высших учебных заведений и 2,1 млн студентов, обучающихся по подготовке специалистов среднего звена. Это немаленькая цифра, и со студенчеством как слоем общества следует считаться. В последнее вре- мя усложняются программы образования, в последние 10 лет окончательно оформилась двухступенчатая система образования «бакалавриат + магистратура», усложняется система грантов, развиваются международные студенческие программы. Это лишь малая часть тех причин, по которым должность студенческого омбудсмена можно считать насущно необходимой.

На настоящий момент существует один федеральный уполномоченный по правам студентов, назначаемый на должность Министерством образования и науки РФ. Студенческий омбудсмен – исключительно общественная должность, он выступает в качестве арбитра и посредника между студенчеством и руководством вузов, государственными и муниципальными органами, доводит до сведения студенческой общественности новеллы в законодательстве о высшем образовании, выступает с общественными инициативами, касающимися студенческой жизни.

Несмотря на содействие федеральному студенческому омбудсмену со стороны Министерства образования и науки РФ, Российского союза молодежи и студенческих организаций, становится очевидно, что объем работы перед уполномоченным стоит очень большой, полномочий мало, а трудовых и технических возможностей – еще меньше.

В зону ответственности уполномоченного по правам студентов входит много вопросов, которые если и не носят критического характера для статуса образования будущего выпускника учебного заведения, но абсолютно точно имеют значение для самого образовательного процесса. Особенности каждого вуза в отдельности, региональные различия, индивидуальные аспекты тех или иных образовательных специальностей делают насущными постановку вопроса о внедрении уполномоченных по правам студентов в каждом конкретном вузе. Ряд таких специфических вопросов очень широк.

На факультетах не всегда оптимально выстроена учебная сетка: студентам могут поставить «окно» между парами в 3-6 часов, что негативно сказывается на образовательном процессе и просто губит часть полезного времени.

Не исключены случаи злоупотреблений со стороны деканатов и ректоратов в части формирования списков студентов, которым назначается стипендия. К данному же кругу вопросов можно отнести любые юридические злоупотребления руководства вузов.

Взаимоотношения мужской части студенчества с военкоматом также являются существенным вопросом, который просто невозможно игнорировать. Федеральным законом от 06.07.2006 №104-ФЗ были внесены поправки в статью 25 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно которым срок весеннего призыва был продлен и заканчивался не 1 июля, а 15 июля. Эти 15 дней фактически отняли у студентов право беспрепятственно подготовиться к вступительным экзаменам в магистратуру и аспирантуру. Многих студентов военные комиссариаты забирали на военную службу сразу же после защиты диплома, не дожидаясь приказа об отчислении студентов в связи с завершением обучения, и тем более – не дожидаясь сдачи студентами вступительных экзаменов в магистратуру и аспирантуру. Содействовать защите прав студентов на послевузовское профессиональное образование – долг уполномоченного по правам студентов.

Весьма характерными для российского высшего образования являются случаи «интеллектуального рабства», когда талантливые студенты пишут главы для книг и диссертаций профессорско-преподавательского состава в обмен на зачеты и экзамены «автоматом». Подобные ситуации должны быть выявлены и пресечены вузовским уполномоченным по правам студентов. Студенты перестают ценить свой интеллектуальный труд, считают его чем-то вроде подработки, в то время как в ряде случаев подобные труды могут содержать научный прорыв в сфере какой-либо специальности, плодами которого воспользуется недобросовестный преподаватель.

Кроме того, у российских вузов, а точнее, у студентов, обучающихся в них, есть ряд иных проблем, которые должен разрешать вузовский студенческий омбудсмен: качество и цены блюд в студенческой столовой, санитария и режим доступа в вузовские бассейны и спортзалы, переводы студентов на другие специальности, специализации и в другие вузы в части уточнения учебных планов и признания зачетов между факультетами, юридическая поддержка студенческих организаций.

Остается выразить надежду на то, что институт уполномоченного по правам студентов будет только расширяться, его полномочия – углубляться, доверие к нему – расти, а нормативно-правовая база, определяющая порядок работы студенческих омбудсменов, – определяться не только локальными нормативными актами вузов, но и на уровне Министерства образования и науки РФ.

Особое мнение

Заявляя темой номера – «Уполно- моченный по правам студентов», мы попросили экспертов ответить на во- просы, есть ли необходимость вво- дить в вузах указанную должность и какими полномочиями такой человек может быть наделен.

Владимир Зернов, ректор Российского нового университета, председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов России:

– Когда мы учились, таким уполномоченным был, безусловно, секретарь комитета комсомола. Комсомол, наряду с профсоюзными организациями, всегда защищал права студентов и присматривал за их учебно-научной деятельностью. Если на физтехе у студента не было научной статьи к шестому курсу, то он Ленинский зачет не получал, если были неудовлетворительные оценки – студента разбирали на комитете комсомола.

Считаю, что и сегодня, чтобы студент был более защищен, в том числе в законодательном плане, введение в вузах должности уполномоченного по правам студентов не будет лишней мерой. Но уполномоченные не должны ограничиваться бытовыми вопросами студенческой жизни, их главная задача – заботиться о том, чтобы студенты получали качественное образование.

А какие полномочия дать уполномоченному? Наверное, он должен иметь право голоса по всем проблемам студентов (но не решающего, а совещательного). Нежелательно, чтобы уполномоченные вмешивались в оперативную деятельность тех, кто отвечает за учебный процесс. А вот право поставить вопрос на любом уровне у них должно быть: если проблема в вузе, то на уровне ректората, если в стране – то на уровне министра и правительства. Потому что проблемы, конечно же, есть.

Выбор уполномоченного – отдельная важная тема. В МФТИ, чтобы стать комсомольским лидером, нужно было показывать хорошие результаты в науке (если ты в науке ничего не показал, тебя никогда не выберут) и быть авторитетом среди своих товарищей. Наверное, такие же требования могут быть и сейчас: хорошие результаты в учебе и науке плюс авторитет среди студентов – это и есть уполномоченный по правам студентов в вузе.

Николай Калмыков, директор Экспертно- аналитического центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС):

– Уполномоченный по правам студентов есть в России, а также в ряде вузов. Вместе с этим эта должность не является полностью регламентированной в работе вузов, не прописаны в полной мере права и обязанности, регламенты взаимодействия. И, конечно же, придание более сильного статуса и систематизация работы позволили бы активнее отстаивать интересы студентов и выстраивать диалог: студент – администрация вуза.

При этом важно проработать и механизмы защиты самих уполномо- ченных от давления со стороны руко- водства вуза.

Антон Огарков, заместитель генерального директора по работе с государственным сектором Интеркомп ЦБУ:

– Одна из самых важных задач таких уполномоченных – защита студентов, права которых могут нарушаться в процессе обучения. Это может проявляться в бюрократических препонах при оформлении документов, сложностях с заселением в общежитие и т.п. Когда студент пытается добиться справедливости в одиночку, это редко удается сделать, поэтому должность уполномоченного, на наш взгляд, действительно необходима и важна.

Результаты открытого интернет- голосования в 2015 г. показали, что сами студенты считают такую инициативу весьма полезной. С 24.01.2013 пост Уполномоченного по правам студентов в России занимает Артем Хромов, избранный по результатам интернет-голосования. По решениям студенческих союзов почти в 300 различных вузах страны 18 сентября 2016 г. будут проведены выборы своих студенческих омбудсменов. Такой уполномоченный должен быть сам из студенческой среды и хорошо понимать проблемы студентов, а в силу данных ему полномочий будет способствовать их решению, отстаивать права студентов, предотвращать конфликты, организовывать молодежь к участию в общественной жизни. Для этого у него должно быть право голоса на учебных советах по вопросам, касающимся студенческой жизни – от бытовых условий и требований по учебному процессу до дисциплинарных взысканий и жалоб.

Ссылка на статью

Яндекс.Метрика