ДОВЕРИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ОПЫТЕ

Бесплатный звонок по РФ:


intercomp.ru info@intercomp-cbu.ru
8 800 700-13-78 +7 495 660-13-77

Особенности предоставления государственных и муниципальных земель для строительства жилья, для строительства объектов коммерческой недвижимости, для строительства социальных объектов

25.08.2016
youtube

Особенности предоставления государственных и муниципальных земель для строительства жилья, для строительства объектов коммерческой недвижимости, для строительства социальных объектов

Антон Огарков.jpg

АНТОН ОГАРКОВ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО РАБОТЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКТОРОМ ИНТЕРКОМП ЦБУ

Москва, 22 августа 2016 г. - « Аналитическое агентство RWAY »

Земля как ресурс обладает рядом особенных характеристик, среди которых наиболее очевидной является ее ограниченное количество. В связи с отсутствием возможности получить новые земли, оборот земли имеет ряд ограничений и особенностей.

До настоящего времени основным собственником земельных ресурсов было и остается государство. Значительная часть земель, в особенности категории земель населенных пунктов, находится в собственности муниципальных образований. Порядок отчуждения государственной и муниципальной собственности также имеет ряд ограничений и особенностей.

Порядок отчуждения земель, находящийся в государственной и муниципальной собственности таким образом также должен быть ограничен. В настоящей статье мы рассмотрим особенности предоставления земель для строительства жилья, объектов коммерческой недвижимости, социальных объектов.

Статья 39.1 Земельного кодекса РФ называет ограниченный перечень оснований для предоставления земельных участков:

  • решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка в собственность;
  • договор купли-продажи земельного участка;
  • договор аренды земельного участка;
  • договор безвозмездного пользования;

В зависимости от основания предоставления, определяется право, на котором новый владелец земельного участка будет осуществлять свои права – на праве собственности, на праве аренды, на праве безвозмездного пользования.

Продажа земельных участков регулируется ст. 39.3 ЗК РФ. По общему правилу продажа земельных участков осуществляется на торгах в форме аукциона, однако пункт 2 указанной статьи содержит исключения из общего правила, когда возможна продажа земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов. К рассматриваемым целям предоставления земельных участков относятся следующие основания продажи земельных участков без торгов:

  • земельные участки, образованные из земельных участков, уже предоставленных лицу в аренду для комплексного освоения территории;
  • земельные участки, образованные из земельных участков, предоставленных некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения в целях индивидуального жилищного строительства, членам этой некоммерческой организации, а также участки, относящиеся к имуществу общего пользования этой некоммерческой организации;
  • земельные участки для индивидуального жилищного строительства гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления его деятельности;

Цена продажи земельного участка при этом определяется в зависимости от собственника: при федеральной государственной собственности – Правительством РФ, при государственной собственности субъекта РФ – органом государственной власти субъекта РФ, при муниципальной собственности – органом местного самоуправления. Цена определяется в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ, однако не может превышать кадастровую стоимость земельного участка, либо иную его цену, установленную законом.

Случаи предоставления земельного участка в собственность бесплатно определены ст. 39.5 ЗК РФ. Основанием для предоставления земельного участка в этом случае будет решение уполномоченного органа. К рассматриваемым целям предоставления, относится следующее основание бесплатного предоставления в собственность: предоставление земельных участков, образованных в границах застроенных территорий, лицу, с которым заключен договор о развитии этой застроенной территории.

Договор о развитии застроенной территории, в соответствии со ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ, является договором, по которому одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить следующие обязательства:

  • Составить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в соответствии с градостроительным регламентом, региональными и местными нормативами градостроительного проектирования;
  • Создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории;
  • Уплатить возмещение за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения на основании договоров социального найма, специализированного найма жилого помещения;
  • Осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории.

В свою очередь на другой стороне (органе местного самоуправления) договора о развитии застроенной территории лежат следующие обязанности:

  • Утвердить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с градостроительным регламентом, региональными и местными нормативами градостроительного проектирования;
  • Принять в установленном порядке решение об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома;
  • Предоставить лицу, заключившему договор, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.

...

Полностью исследование опубликовано в Бюллетене RWAY №256, стр. 23-27.

Ссылка на статью

Яндекс.Метрика