ДОВЕРИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ОПЫТЕ

Бесплатный звонок по РФ:


intercomp.ru info@intercomp-cbu.ru
8 800 700-13-78 +7 495 660-13-77

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

С 1 января 2011 г. государственные и муниципальные учреждения были разделены на три типа: бюджетные, казенные и автономные учреждения (Закон № 83-ФЗ). Большинство учреждений социальной сферы приобрели статус бюджетных или автономных. Многие руководители столкнулись с массой проблем по организации бухгалтерского учета. В данной статье рассмотрены вопросы организации бухгалтерского учета в учреждениях образования (школах, детских садах), учреждениях культуры (театрах, музеях), в учреждениях здравоохранения.

Организация бухгалтерского учета в учреждениях

Большинство муниципальных образований в целях экономии денежных средств создали в переходный период централизованные бухгалтерии (далее ЦБ) для обслуживания учреждений. Данный подход решил массу проблем связанных с организацией бухгалтерского учета в детских садах и школах, в театрах и музеях, в учреждениях здравоохранения (кадровый вопрос бухгалтерских служб, организация бухгалтерского учета в условиях постоянного изменения законодательства и др.).

Руководители учреждений передали полномочия по ведению бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности в ЦБ на основании заключенных договоров (соглашений).

Данное право руководителя закреплено п. 5 Инструкции № 157 н и п. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". В договорах (соглашениях) о передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета закреплены не только обязательства сторон, но и ответственность каждой стороны, а также утвержден график документооборота между ЦБ и учреждением. Такой подход оформления отношений позволяет убрать множество вопросов на этапе подписания договора (соглашения).

При ведении бухгалтерского учета ЦБ учитывает специфику ведения бюджетного учета в автономных и бюджетных учреждениях, бюджетного учета в здравоохранении, образовании и культуре, а также особенности ведения бухгалтерского учета в детских садах и школах, театрах и музеях, ведь каждое учреждение имеет свой профиль деятельности и направленность. Основные вопросы, решаемые ЦБ:

  • в учреждениях образования: учет продуктов питания; учет бланков об образовании, выдаваемых обучающимся; бюджетный учет библиотечного фонда: образовательные учреждения обязаны бесплатно предоставлять в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания обучающимся (п. 1 ст. 35 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). С принятием данной нормы в Закон об образовании довольно большая часть расходов учреждения ежегодно направляется на данные расходы, а также на приобретение периодических изданий, приобретаемых учреждениями для комплектации библиотечного фонда, в связи с этим на сотрудников ЦБ ложится большой объем работы по обработке первичных документов; учет родительской платы за предоставляемые платные услуги; начисление заработной платы сотрудникам, сдача отчетности, и др.
  • в учреждениях культуры: учет сценических костюмов; финансирование культмассовых мероприятий; учет музейных ценностей; начисление заработной платы сотрудникам, сдача отчетности, и др.
  • в учреждениях здравоохранения: учет лекарственных препаратов, учет платных услуг, предоставляемые учреждениями; начисление заработной платы сотрудникам, сдача отчетности, и др.

Также на рынке услуг стали появляться учреждения, оказывающие аутсорсинговые услуги учреждениям государственного сектора в области бухгалтерского учета. Аутсорсинг - от англ. outsourcing: использование внешнего источника/ресурса — передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.

Руководители учреждений также заключают договора на бухгалтерское и налоговое обслуживание с аутсорсиноговыми компаниями. Одними из первых услугами аутсорсинговых компаний воспользовались учреждения образования. В настоящее время аутсорсинг приходит в учреждения культуры.

Как бы не было организовано бухгалтерское обслуживание в учреждении, руководителю необходимо помнить: Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг (соглашение о передаче полномочий) по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (п. 9 Инструкции № 157н), а также ответственность за организацию хранения первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности несет руководитель учреждения (п.14 Инструкции № 157 н).


Ирина Баринова

Методолог отдела контроля качества услуг и методологии

Ирина Баринова

Методолог отдела контроля качества услуг и методологии

Интеркомп ЦБУ

Яндекс.Метрика