ДОВЕРИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ОПЫТЕ

Бесплатный звонок по РФ:


intercomp.ru info@intercomp-cbu.ru
8 800 700-13-78 +7 495 660-13-77

Отличие бухгалтерского учета от бюджетного

Особенности бухгалтерского учета в бюджете. Нормативное регулирование бюджетного учета

Бюджетное учреждение (далее бюджетники) - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ФЗ «О некоммерческих организациях №N 7-ФЗ от 12.01.1996 г.)

Основной задачей бюджетной организации не является извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Нормативным регулированием бухгалтерского учета в Российской Федерации является Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», бюджетное учреждение, как некоммерческая организация обязана вести бухгалтерский учет.

С учетом выше описанного, «бюджетный» учет отличается от бухгалтерского учета коммерческой организации своей спецификой, в том числе бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, закрепленных законодательством по бюджетному учету, Инструкцией по бюджетному учету, другими нормативными документами по учету и отчетности у бюджетников. Такими нормативно-законодательными актами, регулирующими бюджетный учет являются:

  • Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ и принятые в соответствии с ним законы о бюджетах разных уровней, законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ (федеральные, субъектов РФ, территориальные), муниципальные правовые акты о местных бюджетах, иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты, регулирующие правоотношения, указанные в Бюджетном Кодексе РФ.

В частности, бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет на основании Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению. Он устанавливает основные принципы учета имущества и обязательств бюджетных организаций. При этом бюджетники отражают все хозяйственные операции в бухгалтерском учете в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России 16 декабря 2010 г. № 174н.

Также особенности имеют и расходы бюджетных учреждений, в статье 70 Бюджетного кодекса РФ список расходов бюджетных учреждений строго ограничен в связи с этим и учет расходов бюджетников:

  • соблюдается принцип адресности и целевой характер расходования бюджетных средств;
  • в обязательном порядке ведется учет расходов в разрезе статей бюджетной классификации;
  • осуществляется контроль исполнения сметы расходов;
  • соблюдаются принципы и процедуры исполнения бюджетов;

Специфические особенности учета в бюджетных учреждениях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, исполнение утвержденного бюджета и повышенный контроль такого исполнения, контроль выполнения каждого факта хозяйственной деятельности, согласованность деятельности бюджетников в достижении цели, поставленной перед ними государством.

Объекты бюджетного учета

Бюджетная организация, как и коммерческая, ведет учет всех финансово-хозяйственных операций, совершаемых в результате ведения деятельности. Объекты бухгалтерского учета в бюджетной сфере, в основной массе не отличаются от объектов коммерческого учета – это активы и обязательства, доходы и расходы. С учетом особенностей специфики деятельности бюджетных учреждений, классификация учет и отчетность строго регламентированы, в отличии от бухгалтерского учета коммерческого предприятия. В основе бухгалтерского бюджетного учета всех объектов учета лежит бюджетная классификация Российской Федерации.

Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ) – это группировка этих операций в зависимости от их экономического содержания. КОСГУ утверждена Приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н. Приказом, являющимся одним из документов, осуществляющих нормативное регулирование бюджетного учета, установлены указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации и применяются к правоотношениям, возникшим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

Для примера, рассмотрим оплату труда работников в бюджетном учреждении, как необходимое условие функционирования любого учреждения.

Оплата труда работников бюджетных учреждений, также как и коммерческих, осуществляется в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников.

Но, следует отметить, что оплата труда работников бюджетных учреждений осуществляется в особом порядке:

  • размер доходов работника устанавливается в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) по оплате труда бюджетных работников;
  • система оплаты труда зависит от уровня финансирования учреждения, положений соответствующих нормативных правовых актов субъекта того региона РФ, к которому относится бюджетное учреждение;
  • система оплаты труда формируется с учетом понятие «Эффективный контракт», введенного распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р

Еще одной немало важной особенностью бюджетного бухгалтерского учета является организация аналитического учета хозяйственных операций учреждения.

Как видно из вышесказанного, бюджетный бухгалтерский учет более строго регламентирован, в отличии от бухгалтерского учета коммерческого предприятия. Разобраться во всех нюансах бюджетного учета от небольшой консультации до полного ведения учета и сдачи отчетности Вам помогут высококвалифицированные сотрудники компании Интеркомп. Обращайтесь, будем рады Вам помочь.

Статья актуальна на июль 2015 года.

Елена Рыбникова

Руководитель отдела контроля качества услуг и методологии

Интеркомп ЦБУ

Яндекс.Метрика